Педагогический контроль и оценка качества образования

15 декабря 2013 / Образовательный процесс в медицинском вузе

 

Эффективность процесса обучения тесно связана с проблемами контроля и оценки.

Основной закон контроля процесса обучения: формы и методы контроля должны соответствовать формам и методам обучения.

Общеизвестно, что контроль не сводится только к оценке и измерению, он выполняет разнообразные функции:

– оценочная – определяет уровень достижения педагогических целей – знаний и умений;

– корригирующая – педагог определяет успешность хода процесса обучения и вносит коррективы: исправляет, направляет;

– обучающая – со стороны обучающего – контроль, разбор результатов, со стороны обучающегося – самоконтроль;

– воспитательная – приучение обучающихся к систематической работе, в их дисциплинировании;

– мотивационная – постоянный контроль побуждает обучающегося учиться равномерно.

Благодаря информации, полученной по каналу обратной связи, педагог осуществляет контроль, проверку, учет, оценку, выставляет отметки (рис. 12).

 

 

Рис. 12. Основные понятия

 

По технике проведения педагогического контроля выделяют три вида: письменный, устный, с применением технических средств. В зависимости от места и времени применения педагогического контроля по ходу изучения дисциплины выделяют: текущий, рубежный, итоговый контроль (рис. 13).

 

Рис. 13. Формы, виды и методы контроля

 

Текущий контроль – предназначен для управления усвоением знаний и умений, позволяет получать непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала, стимулирует работу обучающихся, активизирует их познавательную деятельность. Является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Связан с изложением, закреплением, повторением и применением учебного материала. Основные функции контроля – мотивационная, оценочная, корригирующая.

Предварительный контроль – служит предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Позволяет определить наличный уровень знаний и умений обучающихся, чтобы ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.

Периодический (рубежный) контроль – позволяет определять качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, т. к. контроль проводится через продолжительный период времени. Обобщается и усваивается раздел (тема), выявляются логические взаимосвязи с другими разделами, предметами. Основная функция контроля – оценочная.

Итоговый контроль – предназначен для подведения итогов и определения качества сформированности комплексных умений, углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала. Интегрирующий контроль. Позволяет судить об общих достижениях учащихся. Осуществляется на переводных и семестровых экзаменах, квалификационных испытаниях. Основная функция контроля – оценочная.

Приемы контроля: с места; у доски; по карточкам; тестовый; доклад; реферат; зачёт; самостоятельная работа; контрольная работа; экзамен; защита проекта; семинар; технический диктант; лабораторная работа; практическая работа; взаимоконтроль – конкурсы, кроссворды, дискуссии.

 

Комментарии закрыты.