Методы и средства обучения

15 декабря 2013 / Образовательный процесс в медицинском вузе

 

Исследователи: Я. А. Коменский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Ю. К. Бабанский, Е. В. Петровский, Е. Я. Голант, М. И. Махмутов, В. А. Сластенин.

Метод обучения – способ совместной взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, в ходе которого решаются дидактические задачи.

Исторически самой старшей группой методов являются словесные, а затем письменные методы.

Как известно, главной характеристикой процесса обучения является цель, от которой зависит выбор содержания обучения (учебного материала). Этому содержанию должны соответствовать методы обучения.

Выбор методов и средств обучения определяется множеством факторов: целями образования, особенностями учебного курса, целью учебного занятия, возможностями обучающихся, средствами обучения, временем, предпочтениями педагога, особенностями используемой им дидактической системы.

Наряду с понятием «метод обучения» в дидактике используется понятие «прием обучения».

Приемы обучения – конкретные способы организации деятельности обучаемых, учебных действий обучаемых. Метод обучения представляет собой совокупность приемов обучения. Планируя учебное занятие, педагогу необходимо предусмотреть использование различных приемов взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых.

Существуют различные классификации методов обучения, многообразие которых зависит принципа классификации.

1 классификация – по источнику передачи и восприятия учебной информации (Е. И. Голант, Н. М. Верзилин, И. Т. Огородников, С. Г. Шаповалов и др.)

а) словесные – источником знания является устное или печатное слово:

– метод рассказа – предполагает повествовательное изложение содержания учебного материала;

– метод объяснения – истолкование отдельных понятий, явлений, существенных свойств изучаемого объекта. Это монологическая форма изложения;

– метод учебной дискуссии – направлен на стимулирование познавательного интереса, активное обсуждение, аргументация разных научных точек зрения по той или иной проблеме;

– метод беседы – это диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит обучаемых к пониманию нового материала, проверяет усвоение ими уже изученного. Виды, беседа сообщение, вводная, эвристическая, закрепляющая, индивидуальная, фронтальная виды беседы;

– работа с книгой и учебником – важнейший метод обучения. Приемы, конспектирование, составление плана текста, тезирование, цитирование, аннотирование, рецензирование, составление справки, составление тематического тезауруса, составление матрицы идей;

б) наглядные – источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия, образ:

– метод иллюстраций – показ пособий, плакатов, таблиц, картин, зарисовок на доске и пр.;

– метод демонстраций – демонстрация приборов, опытов, установок, кинофильмов и пр.;

в) практические – обучающиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия:

– упражнения – повторное, многократное выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Виды: воспроизводящие, тренировочные, комментированные, устные; письменные; графические, учебно трудовые;

– лабораторные работы – проведение обучающимися по заданию педагога опытов с использованием приборов, применением инструментов и др.;

– практические работы – проводятся как в аудитории, так внеаудиторно.

 

Комментарии закрыты.